суббота, 17 октября 2015 г.

ПО АИСТОВСКОЙ ТРОПЕ

На нашей Верхнешарденгской  земле родился Вениамин Иванович Меркурьев- поэт, журналист газеты « Красный Север». Издания сборников его стихов переданы в нашу Верхнешарденгскую сельскую библиотеку  родственниками и друзьями.  Он любил родные места, часто приезжал сюда, общался с земляками  и читателями, отдыхал душой, находил вдохновение.
 Нельзя  получить представление о поэте и человеке, если не побывать в том месте, где родился, не почувствовать атмосферу, которая окружала его.
    Еще Гете сказал : « Если хочешь понять поэта, отправляйся на его родину».

Эти строки дают ответ на вопрос « Зачем мы отправились экскурсионной тропой  по Аистовским местам».
О  родной деревне Аистово, затерянной в окрестных  лесах, Вениамин Иванович Меркурьев   писал:
  « Красивое все же название
У милой деревни моей!
Вся в солнечном свете-
сиянии,
Вся в отблесках ярких лучей.
Стоит на высоком угоре,
Открытая вольным ветрам.
В березовом светлом уборе-
На радость окрестным лесам.»
Хотя и домишек немного-
Найду здесь уют и привет.
И речка по склонам
отлогим
Струится…Но аистов нет.

А все- таки аисты были-
Не зря так деревню зовут.
И гнезда высокие вили
                 И ждали: птенцы подрастут…»

Знакомясь с творчеством В.И.Меркурьева, мы много общались  с людьми, которые лично знали поэта.Сестра поэта БогдановаС.И. передала в дар  Верхнешарденгской библиотеке с дарственной надписью сборник стихов.
Благодаря Нине Васильевне Меркурьевой , мы  получили    фотографию В.И.Меркурьева в дар библиотеке. А Татьяна Васильевна Трудова была знакома   с поэтом  и поделились своими воспоминаниями:
« Мы  тогда жили в соседних деревнях.  Все вместе с девчатами и  парнями ходили на гулянки. Помнится, как возвращались вечером, шли  через пшеничное поле и  Веня  читал свои стихи».
7 мая  2010 года в рамках краеведческого  объединения «Родник» Верхнешарденгской библиотекой была организована « Экскурсионная тропа по Аистовским местам»: поход  по литературным местам малой родины.
 Путешествие  на малую родину поэта  оставило  неизгладимый след в нашей памяти.
До  деревни  с названием Загарье мы доехали на автомобиле.  От деревни Загарье в восточном  направлении ,  мы спустились под гору, свернули с дороги  влево на тропу , и  через  метров 300 дошли до речки . Это  струится , звенит  по камушкам неглубокая речка Сидоровка. Речку  мы пересекли  по мостику из бревен.
Далее наш путь пролегал  по тропе  между  молодыми  сосенками и березками в крутой угор   Убойна.     Поднимаемся   в угор, а это действительно  крутой подъем, и тропа  выводит нас  на поляну, поросшую мелколесьем. И почему-то сразу вспомнились строки поэта:   « Иду к деревне, прибавляю шагу…»

Спускаемся вниз, и   тропа  приводит   к  быстрому ручью. Ручей   радует нас прозрачной, прохладной водой.  Ширина ручья около 1 метра. Нам  не представляло  трудности перейти его, найдя место поуже, мы перепрыгнули  ручей и  вышли  на берег.Отсюда   открылись  нашему взору красивейшие пейзажи.

Наша тропа круто поднимается на  склон , ведущий к деревне Аистово. Ориентируясь на деревню, мы  выходим  на   Аистовский угор. И вот мы на краю деревни.Мы пришли сюда, чтобы  познакомиться с родными местами поэта  Вениамина Ивановича Меркурьева.
 Какое это удивительное ощущение, перенестись в особый мир, служившим источником  творческого вдохновения для  поэта, дышать  удивительным воздухом родной для него земли, постоять у березы,о которой ,наверно, Вениамин Иванович и писал:
« У отчего дома береза…
Когда-то сажал ее сам.
Омытая  вешними грезами,
Взметнулась она к небесам.»
К сожалению, уже  несколько десятилетий этот уголок  на Верхнешарденгской  земле покинут. Дом поэта, небольшой деревянный, что стоял   на краю деревни  сегодня  не сохранился.

Малую родину Вениамин Иванович  знал до пятнышка и память о  деревенском детстве пронес через всю жизнь:
« Разве  есть пора милее?
Разве детство я забуду?
Хоть судьбою не лелеян,
Хоть не раз бывало худо.
Под дождем бывал и градом,
Под метельными снегами.
Был зимой и летом рядом
На работе с мужиками.
А когда весной повеет
Над крестьянскими полями,
Выйдут сеятели сеять,
Я бежал за плугарями».
Хочется еще раз  открыть томик его стихов и прочитать строки об этих удивительных местах. Как привольно  здесь дышится!
Удивительную мысль недавно вычитала у Ильи Эренбурга: «Говоря  о широкой реке, не следует забывать о ручьях: они создали реку». В могучую реку русской поэзии впадает ключик, берущий начало на  нашей родной  шарденгской земле- имя Вениамина Ивановича Меркурьева, уроженца  деревни Аистово, где он, будучи учеником местной  школы, сделал  первые шаги в мир поэзии.
 В 1990 году  в издательстве « Красный Север» вышел сборник       « России звонкие края».В этом сборнике  опубликованы 52 стихотворения нашего земляка. Золотой струной льются     стихотворения: « Береза»,  « Аистово», « Поклон родительскому дому»-   это диалоги о вечности шарденгской земли, ее красоте, пусть порой и не совсем броской, но красоте, которая не может не радовать, не вдохновлять, не смотреть в душу, особенно, если не каждый день ее приходится видеть.
Тема памяти о Великой Отечественной войне  доминирует уже в первом разделе сборника « Память жива».  Присутствует она  в  таких произведениях, как  «Летом 1945»,  «Ровесникам».
   В  суровые  1942-1945 годы   В.И.Меркурьев, поэт- земляк  проходил  службу в рядах Советской Армии.
7 мая 2010 года молодежь и поколение внуков победителей привезли липки с  малой родины поэта – земляка, участника Великой Отечественной войны Вениамина Ивановича Меркурьева  и высадили  молодые липки  у Дома культуры, повязав на них Георгиевские ленточки. Липки прижились и зазеленели.

Нина Витальевна Постникова- заведующая Верхнешарденгской библиотекой- филиалом№6 МКУК " Великоустюгская ЦБС" Вологодской области