ОСЕНИНЫ
Фольклорные посиделки
село Верхняя Шарденьга
Сценарий фольклорных
посиделок написан и проведен в 2010
году.
Цель
мероприятия:
·
Изучение
устного народного творчества
·
Сохранение
народной культуры села
·
Воспитание
у детей уважения к наследию прошлого
Подготовительная
работа:
·
беседы
со старожилами;
·
знакомство с
осенними обрядами;
·
инсценирование сказки, изучение пословиц,
загадок, народных игр-песен.
Деревенская изба. Посиделки. Девушки сидят на лавочках и заняты
рукоделием.
Хозяйка: В
долгие осенние вечера пришла пора девичьих
посиделок. Девушки принесли на посиделки
свою работу - кто шьет, кто вяжет, кто вышивает, кто прядет.
1-я
девушка: Ох, хорошо, подруженьки!
2-я
девушка: Наконец-то пора отдохнуть
пришла. А то летом ни одного денечка нет свободного.
3-я
девушка: Батюшка сено косит, а ты сгребай.
4-я
девушка: Матушка серпом хлеб жнет, а ты
снопы вяжи.
1-я: Теперь
все вечера наши будут. Давайте,
подруженьки , споем на посиделках русскую народную песню « Пряха».
( поют)
1.В
низенькой светелке огонек горит,
Молодая
пряха у окна сидит. ( 2 раза)
2. Молода,
красива, карие глаза,
По плечам
развита русая коса. ( 2 раза)
3. По
плечам развита русая коса,
Ты о чем
взгрустнула, девица- краса? ( 2
раза)
Хозяйка: Э,
девоньки, какую грустную песню
затянули.
Сегодня Покров.
Землю покрыло снежком. На день Покров начинают играть свадьбы. Считается
доброй приметой, если на Покров со своим женихом познакомишься или свадьбу сыграешь.
5-я
девушка: Есть поговорки про этот день: « Батюшка, Покров,покрой землю снежком ,
а меня женишком».
2-я
девушка: А еще
такая: «Батюшка, Покров, дай мне
смирную свекровь».
Хозяйка: А,
знаете, есть еще такие приманки , которые помогают приманивать женихов!
Девушки: (наперебой) Какие приманки? Как
приманивать? Расскажи!
Хозяйка:
Вот есть, к примеру, приманка на месяц.
В то время, когда начинает нарождаться
молодой месяц, вечером следует подстеречь его появление на небе. Надо
встать лицом к месяцу, и начать вертеться
перед ним на пятке правой ноги , приговаривая при этом: « Месяц, млад месяц, увивай около меня
женихов, как я увиваюсь около тебя».
(Одна из девушек повторяет)
А выходя
с девичьих посиделок, набери в подол своего сарафана снега. Пока идешь домой, по дороге рассыпай
снег, приговаривая:
« Полю-
полю просо на девичью косу.
Где-ка мой
женишок, взвой собачки голосок».
Если
повезет и услышишь собачий лай,
тогда приедет жених с той стороны, откуда лай раздавался.
5-я
девушка: А я знаю страшную историю. В ней рассказывается, что происходит
иногда на девичьих посиделках.
3-я
девушка:Расскажи нам, подруженька.
4- я
девушка: Конечно, интересно же себя испытать - забоишься или нет.
5-:
Слушайте!( рассказывает)
(После
рассказа девушки сидят испуганные)
1-я: Ох и страшно!
2-я: Надо
же как бывает!
3-я: Вдруг
кто-то сейчас подкрадется и влезет к нам в избу?
(Слышен стук и голос « Девушки,
можно к вам?» Девушки замирают в
испуге.)
Входят парни.
1-й парень : Здравствуйте, красны девицы!
Девушки (визжат)
И-и-и!
2-й парень:
Да что с вами? Или мы такие страшные?
4-я
девушка: Нет, это мы так…
5-я девушка
Страшных историй наслушались, теперь боимся.
1-й парень.
А мы к вам на огонек заглянули. Не
прогоните?
1-я
девушка: Да зачем же прогонять, коли гости добрые. Вы с добром к нам пришли?
2-парень: И
с добром и с угощением. Сейчас весь ваш страх пропадет!
( угощают девушек конфетами,
пряниками)
5-я
девушка: Ай, да гости! А ну-ка
девушки заведем хоровод.
( исполняют хороводную песню)
Хозяйка:
Загадайте-ка загадки, девоньки, кто знает.
Девушки
загадывают загадки.
Хозяйка: А
теперь мою отгадайте!
« И красив
он и велик.
Этот гриб- …» Ответ: ( боровик)
Для того ,
чтобы за грибами в лес ходить, надо много примет знать. Например, вставать
пораньше. Как говорится , кто раньше встает, тот грибов наберет. А сонливый да ленивый идут после за крапивой.
Еще перед
выходом за грибами надо заговорить свое
лукошко, чтобы в него как можно больший
урожай грибов попал.
5-я
девушка: Как это заговорить лукошко?
Хозяйка:
Надо к своей корзиночке наклониться и сказать
в нее ( говорит в корзинку ) «
Тимошка-Тимошка набери полное лукошко». А Тимошка тебе отмечает :
« Сам
старайся, не ленись,
Каждому
грибу в лесу поклонись».
5-я
девушка: А я когда грибы собираю, то приговариваю так:
« Боровик,
боровик,
Всем грибам
лесовик,
Не останься
у дорожки,
Полезай ко
мне в лукошко».
Есть даже
народная сказка о том, как грозный гриб Боровик задумал с горохом воевать.
Хозяйка:
Давайте эту сказку сейчас покажем.
(Участники посиделок исполняют роли
разных грибов)
Вот вы
будете белянки, вы - рыжики, вы - волнушки, вы- опенки. А роль самого главного
гриба Боровика сыграет дядя Миша. Только мы его немного преобразим. ( Дядя Миша надевает фуражку,
подпоясывается, берет в руки саблю и
ходит, важно поглядывая вокруг).
Хозяйка:
Однажды вздумал гриб Боровик , под
кусточком сидючи,
на все
грибы глядучи , решил пойти воевать с
царем- горохом. Стал он набирать себе войско
и все грибы спрашивать.
Гриб
Боровик: Эй, вы, белянки, пойдете со мной на войну?
Группа
девушек: Нет, батюшка гриб Боровик, не пойдем
мы с тобой на войну.
Гриб
Боровик: А почему?
Девушки: Мы
белянки- грибные дворянки, не пойдем на войну.
Гриб
Боровик: (поочередно подходит ко всем и спрашивает)
А вы,
рыжики, рыжие бороды, пойдете со мной на войну?
Группа
мальчиков: Нет, батюшка гриб Боровик, не пойдем мы с тобой на войну.
Гриб
Боровик: А почему?
Группа
мальчиков: Мы рыжики, богатые мужики, не пойдем с тобой на войну.
Гриб
Боровик: А вы, грибы волнушки , пойдете со мной на войну?
Группа
девушек: Нет, батюшка гриб Боровик , не пойдем мы с тобой на войну.
Гриб
Боровик: А почему?
Девушки: Мы
волнушки, дворянские стряпушки, не
пойдем с тобой на войну.
Гиб
Боровик: А вы грибы опенки, пойдете со
мной на войну?
Группа
мальчиков: Нет, батюшка Боровик, не пойдем
мы с тобой на войну.
Гриб боровик:
А почему?
Мальчики:
Мы, опенки, у нас ноги больно тонки, не
пойдем с тобой на войну.
Гриб
Боровик: А Вы, ребятушки грузди, пойдете со мной на войну?
Группа
мальчиков: Да, батюшка гриб Боровик. Мы -
грузди, ребятушки дружны, пойдем с тобой на войну.
Хозяйка:
Вот какая занятная сказка. А теперь давайте
займемся засолкой капусты: песню-
игру вспомним.
(Исполнение песни- игры.)
1.Мы
капусту рубим,
Бим, бим,
бим. (Дети выполняют поочередные
взмахи выпрямленными кистями рук вверх и
вниз.)
2.Мы капусту
трем.
Трем, трем,
трем.
( Трут кулачками рук друг о друга)
3.Мы
капусту солим,
Лим. Лим,
лим. ( Потирают пальцами, собранными в
щепотку, словно посыпают капусту солью).
4.Мы
капусту жмем.
Жмем, жмем,
жмем. (Энергично сжимают пальцы в кулачки
и разжимают)
5-я
девушка: Как я люблю щи из капусты.
Хозяйка: Щи да каша- пища наша.
5-я
девушка: Кто кашу ест, тому она никогда не надоест.
Хозяюшка:
Кашу маслом не испортишь.
С самого
раннего детства мы знаем песенку, как
сорока- ворона кашку варила. Давайте вспомним ее.
Девушки имитируют процесс варки каши . Одной рукой
изображают чашку, а пальцем другой руки
« мешают» в ней кашу. Вслух произносят
слова:
« Сорока- ворона кашку варила , на порог скакала, деток
созывала, дети во двор, каша на стол.»
Хозяйка: А
теперь приглашаю всех к столу отведать
нашего угощения.
( всех угощают кашей из русской печи. )
Использованная
литература:
Круглый
год: Русский земледельческий календарь. М., 1991
Альбом « Летопись деревень»
Составила Постникова Н.В.- заведующая Верхнешарденгской библиотекой- филиалом
Комментариев нет:
Отправить комментарий