понедельник, 11 сентября 2017 г.

                       ОСЕНИНЫ
               Фольклорные посиделки 
                                село Верхняя Шарденьга
                  





Сценарий фольклорных посиделок  написан и проведен    в 2010 году.
 Цель мероприятия:
·       Изучение устного народного творчества
·       Сохранение народной культуры села
·       Воспитание у детей уважения к наследию прошлого
Подготовительная работа:
·       беседы со старожилами;
·        знакомство с  осенними обрядами;
·        инсценирование сказки, изучение пословиц, загадок, народных игр-песен.                             
Деревенская изба.  Посиделки. Девушки сидят на лавочках и заняты рукоделием.
 Хозяйка: В долгие осенние вечера  пришла пора девичьих посиделок. Девушки принесли на посиделки  свою работу - кто шьет, кто вяжет, кто вышивает, кто прядет.
1-я девушка: Ох, хорошо, подруженьки!
2-я девушка: Наконец-то  пора отдохнуть пришла. А то летом ни одного денечка нет свободного.
3-я девушка: Батюшка сено косит, а ты сгребай.
4-я девушка: Матушка   серпом хлеб жнет, а ты снопы вяжи.
1-я: Теперь все вечера  наши будут. Давайте, подруженьки , споем на посиделках русскую народную песню « Пряха».
( поют)
1.В низенькой светелке огонек горит,
Молодая пряха у окна сидит. ( 2 раза)
2. Молода, красива, карие глаза,
По плечам развита русая коса. ( 2 раза)
3. По плечам развита русая коса,
 Ты о чем  взгрустнула,  девица- краса? ( 2 раза)
Хозяйка: Э, девоньки, какую грустную  песню затянули. 
Сегодня   Покров.  Землю покрыло снежком. На день Покров начинают играть свадьбы. Считается доброй приметой, если на Покров со своим женихом  познакомишься или свадьбу сыграешь.
5-я девушка: Есть поговорки про этот день: « Батюшка, Покров,покрой землю снежком , а меня женишком».
2-я девушка:   А   еще  такая:  «Батюшка, Покров, дай мне смирную свекровь».
Хозяйка: А, знаете, есть еще такие приманки , которые помогают приманивать женихов!
Девушки: (наперебой) Какие приманки? Как приманивать? Расскажи!
Хозяйка: Вот есть, к примеру, приманка на месяц.   В то время, когда начинает нарождаться  молодой месяц, вечером следует подстеречь его появление на небе. Надо встать лицом к месяцу, и начать вертеться  перед ним на пятке правой ноги , приговаривая при этом:  « Месяц, млад месяц, увивай около меня женихов, как  я увиваюсь  около тебя».
(Одна из девушек повторяет)
А  выходя  с девичьих посиделок, набери в подол своего сарафана  снега. Пока идешь домой, по дороге рассыпай снег, приговаривая:
« Полю- полю просо на девичью косу.
Где-ка мой женишок, взвой собачки голосок».
Если повезет и услышишь собачий  лай, тогда   приедет жених  с той стороны, откуда лай раздавался.
5-я девушка: А я знаю страшную историю. В ней рассказывается, что происходит иногда  на девичьих посиделках.
3-я девушка:Расскажи  нам, подруженька.

4- я девушка: Конечно, интересно же себя испытать - забоишься или нет.
5-: Слушайте!( рассказывает)
(После рассказа девушки сидят испуганные)
1-я: Ох  и страшно!
2-я: Надо же как бывает!
3-я: Вдруг кто-то  сейчас подкрадется  и влезет к нам в избу?
(Слышен стук и голос « Девушки, можно к  вам?» Девушки замирают в испуге.)
Входят парни.
1-й  парень : Здравствуйте, красны девицы!
Девушки (визжат) И-и-и!
2-й парень: Да что с вами? Или мы такие страшные?
4-я девушка: Нет, это мы так…
5-я девушка Страшных историй наслушались, теперь боимся.
1-й парень. А мы к вам на огонек заглянули.  Не прогоните?
1-я девушка: Да зачем же прогонять, коли гости добрые. Вы с добром к нам пришли?
2-парень: И с добром и с угощением. Сейчас весь ваш страх пропадет!
( угощают девушек конфетами, пряниками)
5-я девушка: Ай, да гости!  А ну-ка девушки  заведем хоровод.
 ( исполняют хороводную песню)
Хозяйка: Загадайте-ка загадки, девоньки, кто знает.
Девушки загадывают загадки.
Хозяйка: А теперь мою отгадайте!
« И красив он и велик.
 Этот гриб- …»          Ответ: ( боровик)
Для того , чтобы за грибами в  лес ходить, надо  много примет знать. Например, вставать пораньше. Как говорится , кто раньше встает, тот  грибов наберет. А сонливый да ленивый идут  после за крапивой.
Еще перед выходом  за грибами надо заговорить свое лукошко, чтобы в него как можно больший  урожай грибов попал.
5-я девушка: Как это заговорить лукошко?
Хозяйка: Надо к своей корзиночке наклониться и сказать  в нее  ( говорит в корзинку ) « Тимошка-Тимошка набери полное лукошко». А Тимошка тебе отмечает :
« Сам старайся, не ленись,
Каждому грибу в лесу поклонись».

5-я девушка: А я когда грибы собираю, то приговариваю так:
« Боровик, боровик,
Всем грибам лесовик,
Не останься у дорожки,
Полезай ко мне в лукошко».
Есть даже народная  сказка о том, как  грозный гриб Боровик  задумал с горохом  воевать.
Хозяйка: Давайте эту сказку сейчас покажем.
 (Участники посиделок  исполняют   роли разных грибов)
Вот вы будете белянки, вы - рыжики, вы - волнушки, вы- опенки. А роль самого главного гриба Боровика  сыграет  дядя Миша. Только мы его немного  преобразим. ( Дядя Миша надевает  фуражку, подпоясывается, берет в руки  саблю и ходит, важно поглядывая вокруг).
Хозяйка: Однажды вздумал   гриб Боровик , под кусточком сидючи,
на все грибы глядучи , решил пойти воевать  с царем- горохом. Стал он набирать себе войско  и все грибы спрашивать.
Гриб Боровик:   Эй, вы, белянки, пойдете со мной на войну?
Группа девушек: Нет, батюшка гриб  Боровик, не пойдем мы с тобой на войну.
Гриб Боровик: А почему?
Девушки: Мы белянки- грибные дворянки, не пойдем на войну.
Гриб Боровик: (поочередно подходит ко всем  и спрашивает)
А вы, рыжики, рыжие бороды, пойдете со мной на войну?
Группа мальчиков: Нет, батюшка гриб Боровик, не пойдем мы с тобой на войну.
Гриб Боровик: А почему?
Группа мальчиков: Мы рыжики, богатые мужики, не пойдем с тобой на войну.
Гриб Боровик: А вы, грибы волнушки , пойдете со мной на войну?
Группа девушек: Нет, батюшка гриб Боровик , не пойдем мы с тобой на войну.
Гриб Боровик: А почему?
Девушки: Мы волнушки, дворянские  стряпушки, не пойдем с тобой на войну.
Гиб Боровик:  А вы грибы опенки, пойдете со мной на войну?
Группа мальчиков: Нет, батюшка Боровик, не пойдем  мы с тобой на войну.
Гриб боровик: А почему?
Мальчики: Мы, опенки, у нас  ноги больно тонки, не пойдем с тобой на войну.
Гриб Боровик: А Вы, ребятушки грузди, пойдете со мной на войну?
Группа мальчиков: Да, батюшка  гриб Боровик. Мы - грузди, ребятушки дружны, пойдем с тобой на войну.
Хозяйка: Вот какая занятная сказка. А теперь   давайте   займемся засолкой капусты:  песню- игру вспомним.
(Исполнение песни- игры.)
1.Мы капусту рубим,
Бим, бим, бим. (Дети выполняют поочередные взмахи  выпрямленными кистями рук вверх и вниз.)
2.Мы капусту трем.
Трем, трем, трем.
( Трут кулачками рук друг о друга)
3.Мы капусту солим,
Лим. Лим, лим. ( Потирают пальцами, собранными в щепотку, словно посыпают  капусту солью).
4.Мы капусту жмем.
Жмем, жмем, жмем. (Энергично сжимают пальцы в кулачки и разжимают)
5-я девушка: Как я люблю щи из капусты.
Хозяйка:  Щи да каша- пища наша.
5-я девушка: Кто кашу ест, тому она никогда не надоест.
Хозяюшка: Кашу маслом не испортишь.
С самого раннего детства мы знаем  песенку, как сорока- ворона кашку варила. Давайте  вспомним  ее.
Девушки  имитируют процесс варки  каши . Одной рукой изображают  чашку, а пальцем другой руки « мешают» в ней  кашу. Вслух произносят слова:
 « Сорока- ворона кашку варила , на порог скакала, деток созывала, дети во двор, каша на стол.»
Хозяйка: А теперь приглашаю  всех к столу отведать нашего угощения.
(  всех угощают кашей из русской печи. )

                   
                       Использованная литература:

Круглый год: Русский земледельческий календарь. М., 1991
Альбом    « Летопись деревень»

Составила Постникова Н.В.- заведующая Верхнешарденгской библиотекой- филиалом









              
       




Комментариев нет:

Отправить комментарий